понедельник, 21 февраля 2011 г.

Дети Арбата

Давно хотел прочитать знаменитую книгу "Дети Арбата", кажется, ее задавали на лето еще в школе. Странно, что задавали, разве такая книга хоть как-то пересекается с плоскостью интересов молодежи? Плоскими интересами... Не у всех, конечно, но...

Первую часть прочитал быстро, вторую хотел бросить.

Устал. Как любой обычный человек, время от времени проявляющий признаки слабости или саму слабость, устал от бесконечного террора, от грязной политики, кровопролития, хамства и прочих гадостей. Коими и так дышит нынешнее общество, парами дутого телевидения и панибратского радио. Эти их телевизоры даже новости стали начинать кошмарными сюжетами из какого-нибудь верхопляска или нижнедуйска о том, как маньяк кого-то убил, или подросток взорвал или снова о взрыве газа. Зачем это мне?! Я новости хочу услышать, а не ужастики посмотреть.

Устал, потому что давно еще прочитал кое-что из Солженицына, а также "Ночевала тучка золотая" и многое подобное о страшном времени. Вложилось, отпечаталось, врезалось. Картина в голове сложилась четкая и лишь дополняется изредка отдельными новыми вкраплениями информации.

Актуальность темы культа личности спорна, ныне на троне антипод - культ безличности, или культ своей личности, или культ эго. Культ личности, которая не должна сметь так называться, ведь основополагающие личности находятся в голове и сердце, но никак не в животе или других частях тела. Другая крайность, и неизвестно, что страшнее. Да и какое мне дело, в конце концов, правит ли анархия или узаконенный бандитизм? Ведь проявления одинаковы. Маски разные, натура одна.

Мне, одному из миллионов средних людей, таких себе "середнячков", тоже безличных - мне все равно. Когда ко мне прикладывались дубинкой, я не спрашивал, резиновая она или деревянная, и носит ли бьющий крестик. Как-то не до этого было - эффект достигнут.

Культ личности... Как верно прозвучало словами одной из героинь книги (матери ссыльного, не дословно) - "для них Бог - Сталин. Но у верующих высшие идеалы - добро и любовь." Это различает культы. К тому же вера в Бога в чистом виде - совсем не культ, скорее состояние души. Культ, как культя веры.

Когда на место Бога встает человек, обычный человек, какой бы ни был, даже самый лучший, общество заболевает, так как к вере, справедливости, добру и любви люди чаще всего стремятся как слепые котята, тыкаясь во все крайности, падая во все ямы. Какие бы ни были Каменев и Зиновьев (мало о них знаю), но слово "сочувствие" - лишь оттенок ощущений от прочитанного, хотя автор о грубых, физических методах "дознания" говорит вскользь, не упоминая как высшую явность заключенного. Обреченного. Большой упор делается на моральное положение вещей, что близко и импонирует.

Вообще, в книге много интересных размышлений. Все тот же больной и большой вопрос об интеллигенции и ее месте в обществе, о возможности ее влияния на политику. Как-то я больше склоняюсь к мысли, что интеллигенции чужда политика, хоть большая, хоть малая. Это, скорее, противоестественно. Да, политика, как лакмусовая бумажка для интеллигенции - может и несвежо, но правда.
С другой стороны, будет ли думающий человек добровольно примерять упряжь рабочей лошади, кормящейся прошлогодним сеном и завтрашними обещаниями? Должен ли? Есть ли у него право? Я вас спрашиваю.

Хотя мое вольное рассуждение склонно учитывать идеализированную часть интеллигенции, что в реалиях встретишь нечасто, как, впрочем, и любое другое приближение к идеалу.

Но не дай Бог повторять ошибки...

А книгу дочитаю, уже переживаю за того ссыльного и его дальнейшую судьбу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий